ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН КАК ТИПОВОЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Авторы

  • Полатбек Жунисбеков НАО «Казахский национальный аграрный исследовательский университет»
  • Макулбек Ундирбаев НАО «Казахский национальный аграрный исследовательский университет»
  • Мизамбек Жетпейсов НАО «Казахский национальный аграрный исследовательский университет»
  • Болат Курбаналиев НАО «Казахский национальный аграрный исследовательский университет»
  • Рахат Черикбаев НАО «Казахский национальный аграрный исследовательский университет»
  • Улан Байназаров НАО «Казахский национальный аграрный исследовательский университет»

DOI:

https://doi.org/10.37884/2-2025/53

Ключевые слова:

Автоматическое вождение, САУ, параллельное вождение, транспортные, транспортно-технологические машины, типовые звенья

Биография автора

Макулбек Ундирбаев, НАО «Казахский национальный аграрный исследовательский университет»

Ундирбаев Макулбек Сейдазымулы – кандидат технических наук, кафедра «Траспортная техника и технологии имени И.В. Сахарова», Казахский национальный аграрный исследовательский университет, Казахстан,  г.Алматы, проспект Абая 8, e-mail: makulbek-kz@mail.ru.

 

Аннотация

В статье представлены результаты исследований машино-тракторных агрегатов с системой автоматического регулирования на базе хозяйства ОПХ «Каскеленский», Агропарк «Оңтүстік».

Актуальность исследования. Предложен метод исследования транспортно-технологической машины на основе исследовании профессора Жунисбекова П. (Новый метод исследования МТА как типовые звенья) как типовые звенья линейной системы. В соответствии с особенностями линейных систем исследовали переходную  функцию.  Каждое типовое звено имеет свою отличающуюся от других звеньев особенную переходную функцию, своеобразный  «отпечаток  пальца». По результатам исследования обосновали тип звена.

Цель научного исследования заключалась в проведении теоретических и экспериментальных исследований транспортно-технологической машины как типовое звено линейной системы, испытание и оценка эффективности применения транспортно-технологической машины (посевного агрегата), оснащенной системой параллельного вождения.

Методология исследования включала проведение экспериментальной части в соответствии с актуальными стандартами СН РК и ГОСТ, с использованием методов планирования и анализа экспериментов.

Основные результаты. Обосновали метод исследования МТА, расчленением его на типовые звенья линейной системы, исследуя переходную функцию звена-орудия как своеобразного «отпечатка пальца» звена.  Сравнив этот процесс, с переходными характеристиками, определили тип звена. В равновесном и устойчивом состоянии работы их рабочих органов, соответствуют по переходному процессу (характеристике) инерционному апериодическому звену первого порядка. Поэтому, в математическом описании вместо сложных и плохо переваримых дифференциальных уравнений, можно ограничиться дифференциальными уравнениями первого или второго порядка  непосредственно связаных с конструктивными параметрами устройства.

Выводы по исследовательской работе. Транспортно-технологические машины в нормальных режимах работы относятся к инерционному апериодическому звену первого порядка. Приведены материалы об эффективности транспортно-технологической машины (посевного агрегата) с системой автоматического управления (САУ). Основной эффект достигается от того, что более 90% времени оператора освобождается от необходимости управления агрегатом, на ряду с этим повышается производительность, повышается коэффициент использования площади поля минимизацией ширины стыкового междурядья.

Библиографические ссылки

Рзалиев А.С. Автопилотирование и параллельное вождение МТА. Ізденістер, нəтижелер – Исследование, результаты №3(87) ISSN 2304-3334, 2020 г

Жунисбеков П. Новый метод исследования машинотракторных агрегатов как типовые звенья. Ізденістер, нəтижелер – Исследование, результаты №4(88), 2020 г

В.И. Балабанов, А.И. Беленков, Е.В. Березовский, В.В. Егоров, С.В. Железова. Пособие: "Навигационные технологии в сельском хозяйстве". Нивы Зауралья №7 (129) Август 2015.

Основные типовые звенья САР. ttps://studme.org/183422/tehnika/osnovnye_tipovye_zvenya

Рзалиев А.С. и др. Исследование машинотракторных агрегатов как типовые звенья. IX международный научный конгресс машины для сельского хозяйства 2021 23-26 июня 2021, ВАРНА, БОЛГАРИЯ. http://www.agrimachinery.net/sbornik/2021.pdf.

Жунисбеков П.Ж. и др. Точное земледелие и вождение МТА системами GPS и ГЛОНАС. Сборник материалов. Международная конференция «Достижения и перспективы развития земледелия и растениеводства», КазНИИ земледелия и растениеводства. Алмалыбак, 2019.

Nurzhan D. Transients Machines by a Factor of Delayed Feedback K>1. Research Journal of Applied Sciences 10 (2): 70-74, 2015 ISSN: 1815-932X © Medwell Journals, 2015

Тест-драйв системы автоматического вождения AgLeader. http://polymya-agro.by/news/test-drayv-sistemy-avtomaticheskogo-vozhdeniya-agleader/

Отчет ТОО «НПЦАИ» о научно-исследовательской работе за 2018-2020 г.г. по теме: Разработать и внедрить автоматизированные системы управления агротехнологиями в системах точного земледелия.

. Система автоматического рулевого управления. Системы параллельного и автоматического вождения. https://agroserver.ru/articles/3428.htm

В.И. Балабанов, А.И. Беленков, Е.В. Березовский. Навигационные технологии в сельском хозяйстве. Координатное земледелие. Учебное пособие /: РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева; Москва; 2013

Иванов Д. П. "ГЛОНАСС и GPS в аграрном секторе" – Санкт-Петербург: Наука, 2019.

Петров С. А., Сидоров В. Г. "Основы автоматизированного управления сельхозмашинами" – Екатеринбург: Уральский университет, 2021.

Смирнов Н. В. "Моделирование переходных процессов в системах управления" – Новосибирск: Техносфера, 2018.

Журнал "АгроТехника XXI век", выпуски 2020-2023 гг.

Беляев В. А. "Системы управления сельскохозяйственной техникой" – Москва: Агропромиздат, 2020.

Кузнецов Ю. М. "Методы исследования транспортно-технологических машин" – Казань: Издательство КФУ, 2022.

Соловьев А. И. "Автоматизация управления сельскохозяйственной техникой" – Ростов-на-Дону: Донской университет, 2020.

Загрузки

Опубликован

30.06.2025

Как цитировать

Жунисбеков , П., Ундирбаев, М., Жетпейсов , М., Курбаналиев , Б., Черикбаев , Р., & Байназаров , У. (2025). ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН КАК ТИПОВОЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. Izdenister Natigeler, (2 (106), 532–544. https://doi.org/10.37884/2-2025/53

Выпуск

Раздел

МЕХАНИЗАЦИЯ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)